Сведения об ОО
Дополнительное меню
Полезные ссылки
- Министерство просвещения РФ
- Интернет-портал РМЭ
- Министерство образования и науки РМЭ
- Образовательный портал РМЭ
- Муниципальное учреждение "Отдел образования" г Волжск
- Электронная регистрация в ДОУ
- Администрация ГО "Город Волжск"
- Российское образование. Федеральный портал
- Федеральный институт развития образования
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Цифровое образование
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Портал Я родитель
- Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
- Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
- Информационный портал Объясняем.рф
"У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умееют пользоваться настоящим" Жан де Лабрюйер |
Игры с блоками Дьенеша |
14.08.2015 13:53 |
Консультация для родителей Автор: воспитатель Гилязова Раушания Фидаиловна Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — «новой математики». Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по: ― цвету – синий, желтый, красный, ― форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, ― размеру – большие, маленькие, ― толщине – тонкие, толстые. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам. Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для: ― ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; ― развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение; ― развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию; ― усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; ― развития творческих способностей; ― развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач; ― развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения. Игры и упражнения с блоками Дьенеша для детей младшего и среднего возраста. Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет. Игра: «Найди все такие фигуры, как эта» (по цвету, размеру, форме). -красные -большие -круглые Игра: «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме). -красные -большие -круглые Игра «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Игра «Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме). Игра «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.
Игры и упражнения с блоками Дьенеша для детей старшего возраста. - Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. (Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине). - Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины). - Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла. - Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине. - Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки. - На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина). - Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных. - С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково. - Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец. - Игра: « Найди клад». Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д. Упражнения на ориентировку на листе бумаги. - Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат. - Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – в нутрии синего круга. Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей. Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка. |